Альбом «Белый бриллиант» (статья Владимира Фейертага)

Альбом «Белый бриллиант»Однажды Денис Бриль подарил мне компакт-диск с рабочей версией будущего CD-альбома «Белый бриллиант. Трио Фредерика Белинского исполняет произведения Дениса Бриля». И я пришел в восторг. Вот они темы Дениса Бриля (в том числе и «Осенний этюд»), вот это их истинная джазовая версия! Двенадцать композиций легко прослушиваются подряд и создают полное впечатление об интонационном мире и ритмической ауре автора, композитора и поэта. В чем же все-таки секрет успеха именно этой записи? Напрашивается несколько ответов. Первый: песни подразумевали аккомпанемент гитары, и за их обработку взялся гитарист. Второй: Фредерик Белинский играет в стиле Джанго Рейнхардта, то есть так называемый «джипси джаз», а это означает, что ему близки интонации русского романса и цыганских песен. Прислушаемся: в «Прелестном создании», «Белом бриллианте» и «Весеннем блюзе» гитара звучит подобно балалайке, почти во всех вступлениях либо нечто вроде цыганочки, а то и банальные наигрыши из старых советских фильмов. Славянские и цыганские интонации близки гитаристу. И я не боюсь поставить рядышком славянскую музыкальную культуру и вольное цыганское музицирование. На моей стороне академическая музыкальная энциклопедия, в которой (т. 6 стр. 158) написано «Цыганский романс — жанр РУССКОЙ бытовой музыки, сформировавшийся на основе городской песенно-романсовой традиции конца 19-го, начала 19 века...» Не случайно — Фредерик Белинский — потомок нашего великого литературного критика, сохранивший тесные связи с родиной «неистового Виссариона». Последние два года он больше живет в Москве, чем в Париже.

Несколько слов о музыканте. Фредерик учился в Париже, в русской консерватории им. Рахманинова, а также в консерватории в Булони и затем вновь в Париже, но уже в Национальной консерватории, которую окончил в 1997 году с серебряной медалью. В 17 лет гитарист появляется с разными партнерами и часто как солист в русских кабаре, где знакомится с цыганской музыкой. Он дружит с бывшими артистами театра «Ромэн», перенимает у них приемы скрипичного и балалаечного исполнительства, а дома тщательно изучает творчество своего кумира — цыганского джазового гитариста Джанго Рейнхардта. Впрочем, на этом Фредерик не замыкается, выступает с собственными транскрипциями музыки И.С.Баха и быстро завоевывает в Париже репутацию универсального музыканта, способного играть классику, фламенко, современный и традиционный джаз. У него на все свой собственный взгляд, потому что, как и многие другие исполнители последнего десятилетия прошлого века, он слывет мастером аранжировки. Вскоре он выводит на французскую джазовую эстраду новое понятие — «Славянский свинг». Понятие, видимо, спорное, но как новый, неожиданный брэнд, занимательное и привлекательное. Оказавшись в Москве, Фредерик нашел себе и работу в клубах, и место в фестивальных сходках. Он — частый гость «Брильянтового джаз клуба», а песни Дениса Бриля составили один из его дисков. Поскольку до этого он познакомился и с русскими и с цыганскими романсами, его отнюдь не смутила шарманочная однокуплетная формула бардовских песен. Он находчиво предпосылает темам Дениса свои собственные интродукции, а затем укладывает мелодии в ритмическую канву джипси-джаза. И все получилось. Вышел яркий и отличный альбом — «Белый бриллиант»!

Владимир Фейертаг